Пн - Сб 10:00 — 20:00

8 (863) 221 41 08
8 (903) 401 41 08

Превентивное обучение как вид профилактики аддиктивного и наркозависимого поведения

Хмарук И.Н., Жилин С.В., Дунаев А.Г.

Идеи о необходимости всесторонней профилактической работы, направленной на предотвращение злоупотребления психоактивными веществами и пропаганду здорового образа жизни, высказанные В.М. Бехтеревым более 100 лет назад, и поныне не утратили своей ценности. Особенно актуальны они для современного российского общества, в котором проблематика аддиктивного и наркозависимого поведения становится все более и более острой, представляя собой серьезную угрозу здоровью нации.

Не секрет, что аддиктивное и наркозависимое поведение у подростков – явление крайне распространенное в настоящее время. Профилактика в этом возрасте представляется наиболее своевременной и целесообразной, поскольку в этом периоде формируются такие качества как стремление к личностному развитию и личностному самоопределению, появляется принципиально новый уровень саморефлексии, оформляются морально-нравственные убеждения и собственная мировоззренческая позиция.

И именно в этом возрасте, сталкиваясь с рутинными проблемами и трудностями "взрослой" жизни, подростки зачастую и начинают усваивать менее "трудозатратные" и субъективно более приятные аддиктивные паттерны поведения, избегая ответственности и явно пасуя перед неуклонно усложняющимися требованиями окружающей социальной среды.

Однако, в профилактической работе, осуществляемой представителями самых различных государственных структур и общественных организаций часто недооценивается базовый механизм формирования всех аддикций – стремление к уходу от реальности. Обоснованную критику специалистов вызывает и сложившаяся в нашем обществе практика построения профилактической работы с основным акцентом на "борьбе с последствиями", в то время как наиболее эффективным в настоящее время представляется так называемое "превентивное обучение", ориентированное на "снижения запроса" ("demand reduction") и реализуемое совместными усилиями бригады специалистов.

Указанный вид профилактики активно внедряется на базе Ростовского областного наркодиспансера, где под организационно-методическим руководством кафедры медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского университета, при сотрудничестве с педагогами и представителями органов внутренних дел мы успешно реализуем программу превентивного обучения, осуществляемую с позиций:

1) информационного подхода, базирующегося на предоставлении информации (о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данные о наркоманах; о деградации личности людей, употребляющих ПАВ, и проблем с этим связанных);

2) подхода, основанного на аффективном (эмоциональном) обучении, реализуемого с целью повышения самооценки, определения значимых ценностей, развития навыков распознавания, выражения эмоций, принятия решений, формирования адекватных копинг-стратегий;

3) подхода, основанного на формировании жизненных навыков, и ориентированного на достижение оптимума фрустрационной толерантности, преодоление феномена "дефицита компетентности" с развитием навыков индивидуальной и социальной компетентности;

4) подхода, базирующегося на учете роли социальных факторов, с развитием критичности к информации СМИ, с предоставлением информации о влиянии со стороны родителей, взрослых, при активном внедрении ролевых игр и техник усиления желательных видов социального поведения.

Среди социально-психологических тренингов, положительно зарекомендовавших себя в практике превентивного обучения, хотели бы отметить такие, как:

  • тренинг адекватных форм стратегии избегания;

  • тренинг оценки проблемной и/или стрессовой ситуации;

  • навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки;

  • стратегии разрешения проблем и принятия решения;

  • тренинг ассертивности – формирование навыков бесконфликтного противодействия давлению социальной среды.

Реализуемая нами программа превентивного обучения изначально организуется с учетом четкой индивидуальной дифференциации (в зависимости от пола, возраста, уровня образования, характера контингента), с упором на сознательно формируемые возможности приобретения знаний и навыков, обеспечивающих полноценное здоровье, с предоставлением свободы выбора каждому – "за или против наркотиков". Большое внимание уделяется форме подачи информации – отработанная нами практика демонстрации видеофильмов, слайдов ("Безвредные советы о вредных привычках"), обеспечение раздаточными материалами (памятками, буклетами, методическими пособиями), проведением ролевых игр и семинаров-тренингов. Кроме того, нами разработана и в ближайшее время будет внедрена в практику программа организации волонтерского движения для консультативной работы со сверстниками по проблемам зависимости от ПАВ.

На наш взгляд, именно превентивное обучение, рассматриваемое нами как результат консолидированного взаимодействия медицинской профилактики, нетривиальной педагогики и практической психологии может способствовать полноценному развитию личности ребенка в единстве трех взаимосвязанных компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого.