Пн - Сб 10:00 — 20:00

8 (863) 221 41 08
8 (903) 401 41 08

Профилактика профессионального стресса и стресс-индуцированной патологии у руководителей

Хмарук И.Н., Степанова Ю.С.


Руководители среднего и высшего звена представляют собой особую категорию лиц, подверженных профессиональному стрессу. В условиях дефицита информации, времени и повышенной ответственности им необходимо ежедневно поддерживать эффективные взаимоотношения с деловыми партнерами, конкурентами, официальными структурами и контрольно-надзорными органами.

Самостоятельные попытки нивелировать воздействие профессионального стресса при помощи давно известных, но мало эффективных способов (прием алкоголя, курение, и "бессистемный" прием фармакологических средств) приводит, как правило, к усугублению состояния. Характерной особенностью руководителей является поздняя обращаемость за профессиональными видами помощи (включая и психологическую), рационализируемая дефицитом времени и страхом "социального неодобрения".

В связи с неуклонно увеличивающимся количеством руководителей, осознающих, что они много лет находятся в "хроническом стрессе" и "дальше так жить нельзя", нуждающихся в восстановлении комфортного самочувствия и психофизиологических ресурсов организма, нами, в тесном сотрудничестве со специалистами НИИ Антистрессовых технологий (г.Ростов-на-Дону), разработаны и успешно применяются Программы антистрессового сопровождения руководителей.

Программы являются индивидуализированными, поэтому на первом этапе осуществляется комплексное психофизиологическое обследование, позволяющие определить все "locus minoris resistentia" конкретного пациента, как конституционально обусловленные, так и связанные с тем или иным типом социализации личности, способом реагирования на социально-стрессовые воздействия, уровнем притязаний, ценностно-ориентационным единством личности и стабильностью самооценки. Данные психодиагностического исследования позволяют детально изучить индивидуально-типологические свойства клиента и специфику его эмоционального реагирования. Большое значение имеет анализ типа невротических реакций и избыточной эмоциональной напряженности, развивающихся в кризисной ситуации, что позволяет оценить степень выраженности психической дезадаптации и спрогнозировать поведение конкретного клиента в той или иной кризисной ситуации.

Определив, точки приложения психокоррекционных воздействий, мы переходим ко второму этапу антистрессового сопровождения – психолого-психотерапевтической коррекции, реализуемой нами в когнитивно-поведенческой парадигме в формате интегративной системной семейной психотерапии.

Выбор конкретных психотехнологических методов работы с клиентом базируется на необходимости многоуровневой (индивидуальной, микросоциальной и макросоциальной) коррекции и приобщении к философии когнитивно-поведенческого подхода. Главный акцент делается на самопознании и освоении собственных способов регуляции эмоционального состояния. Клиент знакомится с современными концепциями развития профессионального стресса у руководителей, приобретает навыки аутодиагностики его ранних проявлений. Особое внимание уделяется выявлению деструктивных стереотипов поведения в стрессовых ситуациях, а также анализу имеющихся негативных базовых мировоззренческих установок как причины неадекватных эмоциональных состояний.

Основные формы психокоррекционной работы представлены в виде цикла мини-лекций, регулярных групповых дискуссий, ролевых игр, а также разнообразных тренинговых упражнений, освоения навыков саморегуляции и медитативных техник, а также арт-терапевтических методик. По мере продвижения по уровням Программы антистрессового сопровождения клиент обучается навыкам отслеживания и фиксации дезадаптивных мыслей и суждений, отрабатывает способы преобразования отрицательных эмоций в нейтральные и положительные, проясняет для себя истинные причины собственных отрицательных эмоций, а также осваивает технологии активного поиска решения проблемных ситуаций.

В процессе реализации Программы у клиентов-руководителей формируется адекватная самооценка своих профессиональных и личностных качеств, происходит четкое осознание своих базовых психологических преимуществ и недостатков, что способствует успешному освоению наиболее эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и повышающих итоговую профессиональную успешность как лично себя, так и руководимой ими организации в целом.