Хмарук И.Н., Эм Ж.В., Галина О.П.
Всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, повышение воспитательного потенциала семьи является одной из основных целей Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
В целях улучшения психического и психологического здоровья населения кафедра психотерапии и медицинской психологии РостГМУ в сотрудничестве с НИИ Антистрессовых технологий (г.Ростов-на-Дону) регулярно осуществляет научно-просветительскую деятельность. Одним из направлений этой деятельности стала организация цикла занятий и лекций с целью повышения психологической грамотности и культуры родителей в формате родительского клуба. Родительский клуб был организован в детском развивающем центре «Эрудит» (СДК «Роствертол», г.Ростов-на-Дону).
Клуб осуществляет свою работу в форме еженедельных встреч продолжительностью 2 часа вечернее время. В процессе работы обсуждаются темы, наиболее актуальные для родителей 3-6-летних детей: адаптация в детском коллективе, проблемы и сложности детско-родительских отношений, взаимодействие между старшими и младшими детьми в семье, тревожность и агрессивность у детей.
В целях повышения уровня психологической культуры родителей им был предложен лекционный материал по следующим темам:
значение игры в развитии личности дошкольника;
типы воспитания ребенка в семье;
супружеские конфликты, их влияние на здоровье и развитие ребенка;
профессиональная и личностная самореализация родителей,
положительные и отрицательные стороны жизни в семье с работающей и неработающей мамой.
Осуществляется регулярное индивидуальное консультирование родителей детей, у которых возникали сложности адаптации в детской группе. Целью таких консультаций была, с одной стороны, помощь ребенку и его семье, с другой – создание наиболее оптимальных условий для работы преподавателей в группе.
Психологическое консультирование проводится и для преподавателей при возникновении трудностей в работе с детьми, либо во взаимоотношениях с их родителями.
Нужность и востребованность данной формы психообразовательной работы и психопрофилактической работы ярко подтверждается неуклонно увеличивающимся количеством родителей, участвующих в его работе и посешающих клубные мероприятия.
За время работы клуба многим родителям удалось взглянуть на себя и своих детей по-новому, увидеть перспективы решения самых разных семейных проблем:
- определить особенности и склонности вашего ребенка, с тем, чтобы в дальнейшем оптимально подобрать для него школу и класс;
- решить проблемы личностного роста: трудоустройства, карьерного роста, определите перспективу профессионального развития;
- совместно с мужем или женой наладить (реконструировать) ставшие проблемными супружеские взаимоотношения;
- обратиться (при необходимости) за консультацией невропатолога, психоневролога, педиатра.