В связи с участившимися актами насилия в отношении мирного населения в обществе растет уровень общей напряженности, приводящий к различного рода психическим нарушениям, требующим адекватных и эффективных методов их устранения.
Сотрудниками кафедры медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского института в сотрудничестве с НИИ психотерапии и клинической психологии была разработана и успешно внедрена на базе Областной детской клинической больницы г.Ростова-на-Дону комплексная модель оказания психотерапевтической помощи детям, пострадавшим в результате взрыва школы в г.Беслане.
Указанная модель, построенная в формате системной семейной психотерапии, предполагала совместную координированную деятельность бригады специалистов (психиатра, психотерапевта и психолога), которая была реализована в рамках ежедневной работы с детьми и их родственниками практически с первых часов после катастрофы и проводилась вначале в отделении реанимации и интенсивной терапии, а затем по мере улучшения состояния в обычных палатах.
В целях повышения эффективности оказываемой помощи, нами впервые был модифицирован и адаптирован к конкретным условиям метод телесной терапии М. Фельденкрайза.
Пациенты в возрасте от 8 до 15 лет (7 детей) с основным диагнозом: минно-взрывная травма, перенесли от одной до четырех полостных операций под общим наркозом и к моменту начала терапии находились в тяжелом состоянии (в условиях реанимационного отделения). В связи с объективными сложностями, использовать какой-либо вербальный подход психотерапии на начальном этапе представлялось весьма затруднительным. Исходя из запроса больных — в уменьшении боли и страдания, была выбрана очень "мягкая" форма телесной терапии (метод функциональной интеграции по М.Фильденкрайзу). В классическом варианте этой методики коммуникация с пациентом и терапевтические манипуляции представляют собой невербальное кинестетическое взаимодействие, осуществляемое посредством рук терапевта. В нашем случае мы сочли необходимым дополнить телесно-ориентированную работу другими формами психотерапии.
На первом этапе с помощью легких последовательных манипуляций, осуществляемых под видом осмотра удалось несколько облегчить общее состояние больных. Особенно наглядно это было в случае с больной М., 14 лет, перенесшей 4 полостных операции. Использование телесно-ориентированных техник обеспечило возможность дальнейшего углубления раппорта и активизации вербальной коммуникации, в процессе которой повышалась конструктивная мотивация, намечались ближайшие цели и обсуждались достигнутые результаты. Исходя из мотивационных предпочтений пациентов производилась "подстройка" к их увлечениям, ценностям, убеждениям, и создавался расширенный контекст для занятий с телом с целью обогащения и совершенствования образа себя (Self Conсeption).
Все это позволило вывести телесно-ориентированный подход на более высокий нейрологический уровень идентичности и работать с Я-концепцией пациентов, рассматривая те эпизоды их жизни, где они успешно преодолевали трудности и выходили победителями. В процессе терапии у больных отмечались повышение рефлексии, расширение осознания активное вовлечение в лечебный процесс.
По завершению постельного режима, в ходе дальнейшей реабилитации, весьма полезным оказался метод Ф.М.Александера, который позволил создать нужные "директивы" и довольно быстро достичь поставленных задач. На завершающем этапе пациенты прошли краткий курс сенсомоторного обучения с целью преодоления последствий сенсомоторной амнезии как результата рефлекса травмы и восстановления полного объема движений.
Таким образом, опыт применения телесной терапии в реабилитации жертв терактов с тяжелыми соматическими состояниями оказался весьма эффективным. Более того, в ходе реабилитации было установлено, что методы телесной терапии с успехом сочетаются как друг с другом, так и с другими, преимущественно вербальными подходами, потенцируя и ускоряя ход лечебного процесса в целом.