В современном российском обществе на фоне обилия факторов, характеризующих нестабильное состояние института семьи в целом − неуклонно нарастающего числа разводов, неполных семей и детей, рожденных вне брака либо воспитывающихся без одного из родителей − понятие "мать-одиночка" приобретает особое значение. По нашему мнению, системное исследование социально-психологических особенностей женщин, решившихся на рождение ребенка "для себя" (а именно: "матери – одиночки" возрастной группы после 30-ти лет), позволяет обозначить некоторые тенденции в брачно-семейных отношениях последних десятилетий.
Наше исследование было направлено на изучение феномена "ребенок для себя", рассматриваемого в рамках устойчивой тенденции, наблюдаемой в России с начала девяностых годов (по данным статистики за период с 1990 по 2004 гг. доля детей, рожденных вне брака, в общем числе рождения в целом по России увеличилась в два раза с 13,5% до 27%).
Рождение "ребенка для себя" не связано с надеждами на брак, женщины изначально знают и сознательно идут на то, что став матерями, они "никогда не будут жить одной семьей с отцом ребенка". Для женщин рассматриваемой нами возрастной группы, характерно проявление спокойной рассудительности, рациональности, сознательного стремления к материнству, а не к супружеству и партнерству. По их мнению, мужчине (который, как правило, женат, имеет детей) отводится исключительно роль любовника. А женщина – мать внебрачного ребенка была (или остается) любовницей, априори морально готовой к последующему за рождением ребенка одиночеству.
Выдвинутый нами ряд гипотез о дифференциации причин выбора жизненного сценария "матери-одиночки" в зависимости от уровня образования, материального благосостояния и ряда других социально-психологических факторов в настоящее время находятся в стадии активной разработки.
Тем не менее, уже предварительные результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что в России, как и в европейских странах, идет процесс активной модернизации семейной сферы, ослабление патриархальных устоев, усиление индивидуалистических ценностей ведущих к изменению института семьи, в направлении экзистенциальных ценностей XXI века: максимизации свободы выбора и личностного самоопределения мужчины и женщины.