Актуальность исследования нормы любого психического процесса или состояния с нейропсихологической точки зрения не вызывает сомнений, так как решение вопроса о патологическом изменении исследуемого феномена может приниматься только на основе знаний о нормальных параметрах его функционирования.
В настоящее время предметом нейропсихологического исследования становятся слабовыраженные нейропсихологические симптомы, и существует необходимость в квалифицированных критериях нормальных вариантов протекания тех или иных психических функций, в знании вариативности соответствующих процессов в популяции здоровых людей.
Особое значение проблема нормы приобретает при исследовании сформированности высших психических функций у детей. Поскольку типичная гетерохронность созревания мозговых структур ребенка ведет к неравномерности развития отдельных компонентов высших психических функций, в процессе психического развития необходимо соответствие между возможностями мозга ребенка и требованиями, предъявляемыми обучающими программами, для предотвращения развития стрессовых ситуаций, психосоматических и невротических расстройств.
Актуальность рассматриваемой нами тематики подкреплена неослабевающим научным интересом к проблемам школьной неуспеваемости (изучению закономерностей формирования, механизмов, генеза нарушений в освоении школьных навыков), острой потребностью педагогической практики в научно обоснованных рекомендациях относительно форм организации и методов осуществления развивающей и коррекционной работы с детьми. Интерес к данной проблематике обусловлен также очевидным фактом роста дисгармонично и асинхронно развивающихся детей: уровня готовности к школьному обучению достигают в шесть лет менее 50% детей, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах, а общее ухудшение социальной и экологической ситуации привело к тому, что уже в 1994 году здоровыми были признаны только 10% выпускников школ и 15,1% детей дошкольников.
Более того, в существующих исследованиях часть детской популяции, которая, «не демонстрируя патологических проявлений, отстает от своих сверстников по готовности к обучению», остается без внимания. Имеет место тенденция причислять их к детям с так называемыми минимальными мозговыми дисфункциями, аномалиями психической деятельности (как правило, это дети в возрасте 5-10 лет с трудностями обучения и социальной дезадаптацией, проявляющимися в связи с поступлением в школу или детский сад). Такие «пограничные» феномены позволяют проанализировать скрытые черты онтогенеза. Трудности обучения многообразны и определяются рядом важнейших факторов. Считаем необходимым, учитывать единое нейропсихологическое основание, позволяющее классифицировать и интерпретировать разноплановую феноменологию, а именно: «нормальный онтогенез», в рамках «нормального онтогенеза – несформированность, незрелость отдельных составляющих психической деятельности», «аномальный» и «атипичный онтогенез».
По нашему мнению, именно нейропсихологическая системная диагностика обладает инструментарием, обеспечивающим наиболее точную и глубокую оценку уровня и структуры дефицита, на наиболее ранних этапах развития позволяет провести коррекционные мероприятия, выращивающие недостающее звено в системе психических функций ребенка, что закономерно перестраивает систему психических функций и процессов на основе уже выстроенной базы. Более того, проблемы в овладении речью ребенком выступают значимым диагностическим критерием для воспитывающих взрослых, благодаря которому можно вовремя обратить внимание на неблагополучие в прохождении стадий нормального онтогенеза ребенком.
Руководствуясь актуальностью заявленной тематики и рядом теоретических положений (в частности, принципом системной динамической локализации высших психических функции, принципом развития психических процессов от невербальных к вербализованным), можем отметить следующие характеристики проведенной нами работы.
Эмпирический материал проведенного нами исследования (методы исследования были выбраны с учетом специфики объекта и предмета, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ литературы по теме исследования; экспериментальный метод, направленный на выявление уровня и индивидуальных особенностей речевого развития здоровых детей в начальном периоде школьного обучения (1-2 год); статистический метод), позволяет охарактеризовать особенности, детерминанты и возможные последствия развития современного ребенка не только в отношении речевой сферы, но и общего когнитивного опыта.
Исследование экспериментальной группы в 2002 году выявило: неблагоприятное сочетание биологических (пре - и перинатальная патология) и социальных (средовые условия, педагогические воздействия и т.п.) факторов развития младших школьников. Основная масса детей имела в анамнезе риск развития соматических заболеваний или риск патологии ЦНС; высокий процент серьезных соматических дефектов и хронических болезней; встречались изменения стволовой активации структур мозга, легкие невротические реакции. Следует отметить, что речь идет о среднестатистическом учебном коллективе, что позволяет нам обобщить анамнестические данные на исследованную контрольную группу (смежный по параллели класс) и выдвинуть гипотезу о существовании аналогичного статуса всей генеральной совокупности испытуемых.
Влияние функциональных и функционально-органических отклонений на морфологический субстрат психической деятельности дает основание для соответствующего прогноза развития когнитивных функций. Кроме того, дополнительным негативным влиянием выступают характеристики средовой стимуляции речевой сферы (например, ситуация группового общения в контрольном классе, когда процесс межличностного взаимодействия вызывал установление единого режима в формировании речевой сферы с «вписыванием» речевого опыта детей-билингвистов в опыт своих сверстников).
Для полноценного речевого развития этих детей считаем адекватным и необходимым использование метода «замещающего онтогенеза», а также направленный поиск и создание условий гармоничной эстетической среды. Все это требует активного участия взрослых и, прежде всего, родителей, не всегда инициативных в отношении подобных мероприятий. Поэтому в нашем исследовании уже сам факт проявления внимания к детям, также процесс общения и эмоционально-личностный план взаимодействия психолога с ребенком, выступили как неспецифическая коррекция, плацебо-эффект и обусловили некоторую компенсацию проблем через высокую позитивную мотивацию и произвольный самоконтроль.
В науке общеизвестен приоритет анатомо-физиологического обеспечения психогенеза в детском возрасте, который имеет правополушарный локус активности не только для образной, но и для вербальной линии развития (Дж.Х. Джексон, М. Газзанига, Т.В. Ахутина, Н.В. Пережигина и др.). По результатам нашего экспериментального исследования у второклассников можем полагать: наличие функционального недоразвития зрительно-образной сферы а, следовательно, базового когнитивного недоразвития в обеих выборочных совокупностях. То есть в современном варианте правая гемисфера, зрея в условиях модально-специфической недостимуляции и отягощенного соматического статуса и мозгового субстрата, приводит к трудностям становления левополушарных функций (освоения школьных навыков).
Более того, раннее «закрытие» системы визуальных функций не только негативно влияет на развитие речи ребенка, но определяет низкий потенциал для основных высших психических функций, формирует искаженную и упрощенную картину мира.
При отсутствии своевременной и грамотной коррекции к подростковому возрасту, ребенок с базовым дефицитом не только сохраняет имеющиеся проблемы, поскольку синдром не обладает позитивной спонтанной динамикой, но и будет накапливать функциональную патологию с расширением структуры синдрома. Это объясняется пубертатным явлением функционального виража развития, сопровождающего нормативную перестройку соматических систем, психогенеза и вызывающего очередное перераспределение динамической мозговой локализации функций.
Таким образом, обнаруженная нами патология функционального уровня, становится в речевом развитии детей определенным нормативом, представляющим результат сочетанных биологических и социальных негативных влияний со значительной ролью последних.
Более того, проведенная нами работа позволяет констатировать: адекватность исходного определения терапевтических мишеней; целесообразность искусственной инициации сензитивного периода развития зрительно-вербальных функций; недостаточную эффективность собственно педагогического подхода в плане ликвидации дефицита функционального базиса школьных навыков (в частности, чтения); необходимость коррекционно-развивающих мероприятий нейропсихологического профиля, а также внесение модификационных изменений в программы с учетом ее пробелов и достижений.
На основании всестороннего анализа полученных данных представляется возможным сделать следующие выводы:
Предрасположенность к дислексии выявляется у трети детей младшего школьного возраста (35,7%)
Структура речевого дефицита (симптомокомплекс) при наличии предрасположенности к дислексии, обусловленной индивидуальными различиями морфофункциогенеза различных зон мозга, включает:
а) значительное отставание устной речи (нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа, припоминания слов, аграмматизмы в речи, общее недоразвитие связной речи) от возрастных норм 7-8-летних детей, как в качественном, так и количественном отношении;
б) нарушения навыка чтения (отличающиеся от нормы не спецификой, а стойкостью и количеством) по причине слабости образования звуко-буквенных связей и слабой способности формирования слогослияния, что является ведущей причиной нестабильности ошибок и доминирования замен гласных среди выявленных нарушений;
в) нарушения письма, проявляющиеся в значительном замедлении темпов усвоения этого навыка, в количественном превосходстве нормы по допущенным ошибкам, в обусловленности качественной специфики ошибок языковыми закономерностями русской письменности;
г) однотипность допускаемых ошибок в письме и чтении, что является свидетельством их тесной взаимосвязи и взаимовлияний.
Возрастная динамика (от первого ко второму классу) показателей речевого развития детей с предрасположенностью дислексии отличается стойким сохранением структуры выявленного дефицита.
Общеразвивающие, культурно-педагогические программы развития не затрагивают или только частично «расшатывают» структуру базового речевого дефицита за счет прогрессивных изменений в развитии мотивационно-личностного, программно-регуляторного компонентов, выступающих эпифеноменом интериоризации внешнего контроля, а также «мягкой» активизации функционирования правополушарных структур и зоны ТРО.
Собственно педагогический подход к обучению требует внесения модификационных изменений в программы (с учетом пробелов и достижений) с приоритетной ролью коррекционно-развивающих мероприятий нейропсихологического профиля.
По нашему мнению, именно нейропсихологическая системная диагностика обладает инструментарием, обеспечивающим наиболее точную и глубокую оценку уровня и структуры дефицита, а на наиболее ранних этапах развития позволяет провести коррекционные мероприятия, выращивающие недостающее звено в системе психических функций ребенка, что закономерно перестраивает систему психических функций и процессов на основе уже выстроенной базы. Более того, считаем необходимым отметить, что проблемы в овладении речью ребенком выступают значимым диагностическим критерием для воспитывающих взрослых, благодаря которому можно вовремя обратить внимание на неблагополучие в прохождении стадий нормального онтогенеза ребенком.