Неослабевающий научный интерес к проблемам детского дизонтогенеза и школьной неуспеваемости обусловлен острой потребностью общемедицинской практики в научно обоснованных рекомендациях относительно форм организации и методов осуществления психокоррекционной работы с дисгармонично и асинхронно развивающимися детьми.
В настоящее время трудности в обучении у детей младшего школьного возраста, в очень большом проценте случаев (35,7%) обусловлены наличием невыявленной предрасположенности к дислексии. Структура речевого дефицита при наличии предрасположенности к дислексии, обусловленной индивидуальными различиями морфофункциогенеза различных зон мозга, включает: значительное отставание устной речи, нарушения навыка чтения, нарушения письма, однотипность допускаемых ошибок в письме и чтении, являющихся свидетельством их тесной взаимосвязи и взаимовлияний. Более того, возрастная динамика (от первого ко второму классу) показателей речевого развития детей с предрасположенностью дислексии отличается стойким сохранением структуры выявленного дефицита, а общеразвивающие и культурно-педагогические программы развития только частично «расшатывают» структуру базового речевого дефицита за счет прогрессивных изменений в развитии мотивационно-личностного, программно-регуляторного компонентов, выступающих эпифеноменом интериоризации внешнего контроля, а также «мягкой» активизации функционирования правополушарных структур и зоны ТРО. Практическая значимость результатов исследования позволяет нам утверждать необходимость внедрения полноценных методов речевой диагностики, проведения ранней речевой диагностики, выявляющей «мягкие» нарушения, необходимость нейропсихологического подхода в отношении нейропсихологического синдрома, оказывающегося устойчивым к педагогическим воздействиям.
Проблемы в овладении речью ребенком выступают значимым диагностическим критерием прохождения стадий нормального онтогенетического развития. По нашему мнению, только современная нейропсихологическая системная диагностика позволяет адекватно разработать и провести целенаправленные психокоррекционные мероприятия, выращивающие недостающее звено в системе психических функций ребенка.