В современных условиях, когда идут активные процессы реформирования Российской Армии в целом и военного образования в частности на практике проходят проверку различные теоретические идеи, взгляды и предложения о путях повышения боеспособности и боеготовности войск, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Реалии развития нашего государства, исторический опыт совершенствования Вооруженных Сил не оставляют никаких сомнений в том, что одной из важнейших слагаемых боеготовности частей и подразделений является крепкая воинская дисциплина. Так же она оказывает непосредственное влияние на успешное овладение курсантами военных ВУЗов учебных программ.
Особое значение в связи с этим приобретает проблема поиска путей совершенствования воспитательной работы в целом и работы по психологическому сопровождению учебного процесса в частности.
Представляется, что эту проблему можно успешно разрешить путем внедрения в повседневную жизнь войск, ВУЗов ясной и понятной всему личному составу идеи на базе которой должен строиться весь воспитательный процесс, законность и порядок в частях и подразделениях.
Как показывает войсковая и учебная практика, задача укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях решается успешно лишь тогда, когда воспитательный процесс осуществляется комплексно, когда при его реализации учитывается все обстоятельства, условия и каналы воздействия на сознание, поведение, чувства военнослужащих.
Прежде всего, следует иметь в виду, что моральный облик защитника Отечества формирует вся наша действительность со всеми ее достоинствами и недостатками, отношение общества к армии, к воинскому долгу, весь уклад армейской жизни, взаимоотношения в воинских коллективах и многое другое.
Вместе с тем не следует забывать, что уровень дисциплинированности воинов, курсантов состояние дисциплины в воинских коллективах, в огромной степени зависит как от командиров-единоначальников, так и от наличия в войсках и ВУЗах хорошо организованной, слаженной и четко действующей системы воспитания, практического опыта и грамотности офицеров-воспитателей, умело использующих в работе с личным составом разнообразные формы, методы и средства воспитания.
Войсковая практика показывает, что подавляющее большинство нарушений воинской дисциплины военнослужащими носят субъективный характер.
На основе этого опыта выделяют две группы дисциплинарно-психологических проблем.
Первая – это несформированность (слабость, неустойчивость, неполнота, незавершенность) индивидуальных, групповых или властно-организаторских механизмов нормативного поведения личного состава и управления им. Анализ показывает, что некоторые военнослужащие или подразделения не имеют требуемой дисциплинарной мотивации и (или) не умеют вести себя организованно, в согласии с уставными правилами, законами, воинскими традициями.
Первая группа проблем делится на три подгруппы: а) мотивационные проблемы дисциплины; б) проблемы нормативной или организаторской некомпетентности; в) проблемы психической дезорганизации, как личностной, так и групповой, в том числе управленческой (дисциплинарная паника).
Вторая группа психологических проблем дисциплины - это наличие явных или скрытых альтернативных, теневых дисциплинарных систем, как индивидуальных, так и групповых со своей субдисциплиной, которая не совместима с дисциплиной устава, закона, и даже общечеловеческой морали.
Свои, особые, порядки могут насаждать в подразделениях и отдельные военнослужащие, что входит в репертуар их поведенческой стратегии, связанной с укреплением ведущего положения в системе отношений, своей неформальной власти. Случается, что в подобной роли выступает и командир подразделения, если он насаждает в подразделении дисциплину, руководствуясь не уставом, не благородными принципами воинской морали, а своими эгоистическими побуждениями, ложными представлениями о целях и средствах дисциплинирования.
Поэтому в центре внимания должностных лиц части должны быть вопросы обучения офицеров, прапорщиков и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению и поддержанию твердого уставного порядка в подразделениях.
Реализация всех этих и других мер позволит, создать нравственные предпосылки для укрепления воинской дисциплины в воинских коллективах, повысить личную дисциплинированность воинов, курсантов ВУЗов и вместе с этим боеготовность и боеспособность частей, подразделений и повысит эффективность учебного процесса.