Суицидальное поведение военнослужащих как одна из наиболее актуальных проблем в Вооруженных Силах РФ, в настоящее время рассматривается преимущественно с позиций выделения дезадаптирующих факторов (психотравмирующих ситуаций дома, неуставных и конфликтных взаимоотношений с сослуживцами и т.д.).
Как показал опыт нашей работы с военнослужащими-суицидентами, проводившейся на базе 625 ЦППиР СКВО, фактором риска развития суицидального поведения может являться мотивационный конфликт, возникающий в результате взаимодействия определенных социальных условий и личностной структуры таких пациентов. В частности, несмотря на наличие верифицированного медицинского диагноза, позволяющего получить отсрочку от службы в армии, при прохождении призывной комиссии они признавались годными к службе. Таким образом, уже сам призыв при подобных обстоятельствах является для этих призывников мощной психотравмирующей ситуацией ("стресс рухнувшей надежды" по Г.Селье), создающей угрозу дезорганизации инфантильной нарциссической личности, потери ее целостности и фрагментации «Я»: между осознанием того, что служба – вмененная обязанность, и «застреванием» на мотиве избегания службы по механизму незавершенности действия (то есть мотивационный конфликт выступает фоном начала срочной службы).
Особенностью состояний с незавершенным действием являются неосознаваемые психологические блоки, препятствующие адаптации человека к меняющимся условиям жизни. Более того, характерная особенность описываемого нами контингента – малая степень осознания того, что "жизнь продолжается, идет вперед" и в настоящем необходимо заботиться о том, как адаптироваться к службе.
Начальный этап психокоррекционной работы с такими военнослужащими требует коррекции дезадаптивных установок пациентов с предоставлением возможности свободного высказывания и выражения своего протеста, возмущения (в атмосфере понимания и безоценочного принятия), что в итоге должно приводить к заметному улучшению эмоционального состояния пациентов. Задачей следующего этапа является активный поиск "положительных смыслов" в несении воинской службы. Среди наиболее часто упоминаемых конструктивных смыслов службы, сформулированных самими военнослужащими, обычно бывают следующие: сохранение для близких "образа сильного человека", повышение своих шансов поиска хорошей работы в будущем, взросление вдали от опеки родителей, научение перенесению трудностей. К сожалению, патриотические мотивы достаточно редко приобретают личностный смысл для таких пациентов, что необходимо учитывать при последующей работе психолога.
С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным рассматривать указанный мотивационный конфликт в качестве значимого фактора риска суицидального поведения у военнослужащих по призыву, а также учитывать его при проведении психопрофилактической и психокоррекционной работы.