В последние десятилетия реформирования общественно-политической ситуации в России, характеризующиеся сложными социально-экономическими и экологическими условиями, отмечается устойчивая негативная тенденция ухудшения состояния психического здоровья населения. Вслед за Богдановой Л.В., Дьяконовой И.Ф. и др. [2, С.7] под психическим здоровьем мы понимаем интегральную характеристику психической сферы человека, основу которой составляет переживание общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию собственных психических процессов и поведения.
Для современного российского общества обеспокоенность состоянием психического здоровья подростков является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку именно в данной возрастной популяции наблюдается устойчивый рост нервно-психических расстройств.
Государственная статистика и многочисленные научные исследования свидетельствуют о возрастании численности больных и социально дезадаптированных подростков, увеличении доли лиц, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и трудоустройству. Так, от 20 до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии, каждый пятый имеет проблемы в репродуктивной сфере (А.А. Баранов, 1998). Среди подростков за последние 5 лет наблюдается самый значительный рост общей заболеваемости практически по всем классам заболеваний (О.П. Щепин, 1995).
Озабоченность состоянием психического здоровья подрастающего поколения обусловлена и очевидным ростом числа дисгармонично, асинхронно развивающихся детей. Так, уровня готовности к школьному обучению достигают в шесть лет менее 50% детей, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах, а общее ухудшение социальной и экологической ситуации привело к тому, что уже в 1994 году здоровыми были признаны только 10% выпускников школ и 15,1% детей дошкольников.
Таким образом, очевидна устойчивая негативная тенденция в состоянии здоровья детей и подростков, наиболее уязвимой возрастной части населения и в то же время определяющей военно-экономический потенциал страны, здоровье будущих поколений и воспроизводство населения (А.А. Баранов, 1994-1999; В.Р. Кучма, 1996, 2000; В.В. Куликов 1994-2000; Г.И. Куценко 2000-2001; Л.П. Чичерин 1997-2000; О.П. Щепин 1996, 1998 и др.).
В связи с тем, что проблемы охраны здоровья подростков, всесторонней оценки состояния их здоровья выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, руководство Вооруженных Сил Российской Федерации уделяет рассматриваемой проблематике огромное внимание.
Общая система работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья допризывной молодежи и военнослужащих Вооруженных Сил РФ определена многочисленными приказами и директивами Министерства Обороны РФ (Приказ МО РФ 1998 г. №440; директива МО РФ 2000 года № Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации ("Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 1 июня 1999г. №587, "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" от 31 декабря 1999г. №1441); приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации ("О создании Консультативного совета Минздрава России" от 26 октября 1998г. № 312, "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" от 5 мая 1999г. № 154); приказы Министра обороны Российской Федерации ("О внесении изменений в Приказ МО РФ 1999г. № 315, "Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 22 января 1999г. № 26, "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. №587, "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 6 сентября 1999г. № 400, "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. №436, "О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу" от 30 августа 2000г. № 455), а также совместный приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" от 23 мая 2001 г. №240/168.).
Сложившаяся ситуация с призывным контингентом в России сказалась и на изменении критериев годности к военной службе в Положении о военно-врачебной экспертизе, вступившем в действие в 2003 году, и свидетельствующем об увеличении требований к уровню психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ. В связи с этим, все более актуальным направлением работы специалистов становится осуществление мероприятий по созданию высокоэффективной, соответствующей требованиям сегодняшнего дня, концепции оценки адаптационных возможностей допризывников и призывников, а также медицинского обеспечения подростков на современном этапе развития российского общества.
Полноценное медицинское обеспечение подростков, а тем более в процессе подготовки юношей к военной службе, невозможно без единых клинико-экспертных подходов к оценке их состояния здоровья, физического развития и постановки клинико-экспертного диагноза. В определенной мере в результате отсутствия этого ежегодно при первоначальной постановке на воинский учет более 250 тысяч 16 - 17-летних подростков направляется на дополнительное обследование в медицинские учреждения, что значительно затрудняет работу последних и наносит существенный экономический ущерб обществу в целом.
Кроме того, необходимость совершенствования методологии диагностирования патологического процесса у подростков вызвана многообразием задач, решаемых врачами с учетом их растущей специализации, дифференциации клинической медицины и дефицита времени при массовых профилактических медицинских осмотрах подростков, а также обследовании и медицинском освидетельствовании призывников.
Для систематизации комплекса клинико-диагностических исследований подростков, в целях экспертной оценки состояния их здоровья и физического развития, диагностику условно разделяют на врачебную, квалифицированную и специализированную, каждая из которых предназначена обеспечивать соответствующий объем обследования на конкретном этапе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе.
Среди основных критериев клинико-экспертной оценки состояния здоровья и физического развития подростков принято выделять 3 группы:
физиологические:
а) функциональные показатели (показатели сердечно-сосудистой системы, системы дыхания и опорно-двигательного аппарата);
б) лабораторные показатели (общеклинические показатели, биохимические, иммунологические, цитологические, результаты нагрузочных проб);
2) психофизиологические (состояние ЦНС, состояние анализаторов);
3) психологические (психоэмоциональное состояние, мотивация на успешное выполнение профессиональной деятельности, коммуникативные способности, личностные особенности).
Следует отметить, что в целом система клинико-экспертной оценки состояния здоровья и физического развития подростков, прогнозирования их профессиональной (в том числе военно-профессиональной) деятельности позволяет:
- получить индивидуальную оценку и прогноз психосоматического состояния здоровья подростка, а также характеристику особенностей его реагирования на различные аспекты профессиональной деятельности;
- организовать и осуществить массовое обследование подростков и медицинское освидетельствование призывников;
- разделить контингент с разным состоянием здоровья и прогнозом по определенным категориям для суммарной характеристики состояния здоровья, физического развития подростков и разработки предложений по нивелированию негативных явлений в системе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе;
- сократить объем работы врача-специалиста при оценке состояния здоровья подростков за счет привлечения среднего медицинского персонала, средств автоматизации и исключения повторного их направления на дополнительное обследование в период первоначальной постановки на воинский учет и призыве на военную службу;
- получить достоверный, большой объем статистической, эпидемиологической и административной информации, которая может быть использована различными организациями, занимающимися изучением значительных популяций населения, в том числе для совершенствования системы клинико-экспертной оценки состояния здоровья и физического развития подростков призывного возраста.
Наряду с улучшением физического развития и соматического здоровья подростков отдельного рассмотрения заслуживает укрепление психического здоровья, как ведущего компонента качества здоровья нации.
О необходимости создания системы медико-психологической помощи подросткам свидетельствуют результаты многочисленных исследований, анкетирования практических врачей, 15 - 17-летних юношей, а также результаты медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Так, по запросу командования СКВО сотрудниками кафедры военной и экстремальной медицины и кафедры медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского университета было организовано и проведено комплексное психофизиологическое обследование молодого пополнения осеннего призыва 2003-2004 гг. На наш взгляд, качество призывного контингента оставляет желать лучшего и может вызвать серьезные трудности при комплектовании дежурных смен сокращенных боевых расчетов и организации наземной обороны, караульной службы, а также опасения в способности выполнять поставленные боевые задачи. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что многие призывники по своим моральным, психологическим и физическим качествам не готовы к прохождению службы, только 56% из них высказывают желание служить в Вооруженных Силах РФ. Значительное количество молодых воинов подлежит регулярному динамическому наблюдению в связи с отклонениями в состоянии психического и физического здоровья: 7,6% (на 2003г.) и 10% (на 2004г.) имеют ослабленное здоровье, 18,7% (10%) – дефицит веса, 16,2% (41%) – низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ). Многие призывники явно демонстрируют элементы асоциального поведения: до призыва в ВС 12,1% (3%) злоупотребляли алкоголем, 4% (7%) употребляли наркотики и токсичные вещества, 3% (7%) имели приводы в милицию; 30 % (26%) призывников воспитывались в неполных семьях, из них 2% (2%) воспитывались без родителей.
В целом, полученные данные позволяют прогнозировать процесс адаптации обследованного пополнения: 1) по результатам профессионально-психологического отбора личный состав в общем соответствует профпригодности по классу воинских должностей, необходимых для доукомплектования частей; 2) около 23 % (16%) призывников имеет серьезные проблемы в процессе становления; 3) 18 % (9%) призывников нуждается в более длительном периоде адаптации к армейским условиям; 4) около 56 % имеет оптимальный уровень адаптационных способностей.
По результатам проведенной работы, воины с низким уровнем НПУ, пробовавшие употреблять ранее наркотические вещества, имевшие приводы в милицию или, с признаками суицидального риска, были выделены в специальные группы с целью обеспечения систематического наблюдения, контроля и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы. Военнослужащие, имеющие дефицит веса, переведены на усиленное питание, за ними организовано регулярное медицинское наблюдение, а для получения более полной информации о призывниках организовано написание писем родителям, в органы МВД по месту прежнего проживания и в трудовые коллективы.
Кроме того, существуют некоторые серьезные наработки в области реализации медико-социальных потребностей подростков в отдельных регионах Российской Федерации (г.Санкт-Петербург - Д.А. Ходов, Э.И. Голованова, 1989г.; А.Н. Исаев, Н.Г. Веселов, 1993г.; г.Челябинск - А.М. Докарев, 1993г. и др.). В то же время в большинстве регионов страны подросток, испытывающий проблемы психологического характера, зачастую не знает, куда ему обратиться за соответствующей помощью и защитой, что обусловливает необходимость централизации четкой информации, объединение усилий всех заинтересованных служб, привлечение самого подростка к разрешению многих проблем, связанных с его здоровьем.
Безусловно, это позволит:
- повысить заинтересованность подростка в укреплении своего здоровья;
- выявить, учесть, своевременно и полноценно оздоровить подростков, нуждающихся в неотложной психологической помощи;
- разработать общие и индивидуальные программы психологической помощи с учетом потребностей в ней среди подростков, а также особенностей социально-экономического развития региона;
- совершенствовать управление и координацию деятельности служб психологической помощи подросткам;
- укрепить материально-техническую базу существующих учреждений, принимающих участие в организации и проведении психологической помощи подросткам, повышения культуры, качества, эффективности ее оказания, а также создание сети учреждений психологической помощи подросткам нового типа;
- привлечь общественность к оказанию психологической помощи населению, особенно подросткам;
- создать территориальные справочно-информационные банки о подростках, нуждающихся в психологической помощи и видах этой помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Все вышеуказанное представляется крайне важным, особенно когда речь идет о профессиональном психологическом отборе, целью которого является повышение качества комплектования воинских частей, сокращение сроков обучения, снижение отчисления курсантов из учебных подразделений, повышение боеспособности экипажей, расчетов и команд, укомплектованных с учетом психологической совместимости военнослужащих.
Именно поэтому основными задачами в период приема и распределения молодого пополнения являются: всестороннее изучение психологических особенностей молодых воинов, проведение мероприятий по раннему выявлению лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости (НПУ), своевременное распознавание непсихотических форм расстройств у военнослужащих с одновременным решением вопросов успешной адаптации молодых солдат к военной службе и их рационального распределения по воинским специальностям и подразделениям.
Более того, актуальность вопросов профессионального психологического отбора военнослужащих обусловлена их практической значимостью для ВУЗов, а также ограничением военно-учебных заведений в обеспеченности систематизированной литературой по данной теме. С сожалением можно констатировать наличие отчетливо сохраняющейся тенденции использования явно устаревших, но, тем не менее, повсеместно распространенных принципов и методов проведения медицинских комиссий в военкоматах, приводящих в итоге к допуску на службу лиц с латентной патологией или предрасположенностью к ней. Более того, отсутствует общий базовый подход и четкие теоретико-методологические основания процесса определения профпригодности военнослужащих.
Очевидно, что понятие «отбора» по своему значению предполагает выбор из достаточного числа кандидатов. В настоящее же время наиболее острой проблемой при приеме в ВУЗ (при отсутствии конкурса) является собственно набор, а даже и не отбор «достойных» кандидатов. В лучшем случае осуществляется так называемый «отбор по минимуму» с отсевом лиц, явно не пригодных для обучения преимущественно по медицинским показаниям. Но даже при столь невысоких требования профессионального отбора, практически не удается избежать «хронического некомплекта».
Ситуация усугубляется и тем, что прогностическая валидность существующей системы отбора неизвестна даже ориентировочно. Несмотря на применение батарей психодиагностических тестовых методик, можно сказать, что психологический отбор на этапе принятия решения часто обусловлен субъективизмом "специалиста", когда казалось бы квалифицированный психолог или психиатр по виду и по характеру ответов при собеседовании определяет «непригодного» кандидата. С другой стороны, в условиях этой «конвейерной» системы отбора у психологов нет возможности длительно взаимодействовать с кандидатом, и заключение пишется только на основании тестовых результатов, когда специалист порой не может вспомнить и идентифицировать личность обследуемого.
В соответствии с обозначенными трудностями наибольшую актуальность, на наш взгляд, для теории и практики профотбора приобретают следующие направления: разработки и внедрения качественно иных моделей прогнозирования профессиональной пригодности военных специалистов, основывающихся прежде всего на оценке индивидуально-психологических особенностей личности, определяемых с помощью психологических методик, с последующим вынесением заключения с поиском ответа на вопрос: какой вид деятельности в наибольшей степени подходит данному человеку? (Последний принципиально отличается от ситуации жесткого отбора (годен / не годен), когда основной вопрос формулируется следующим образом: кто из множества кандидатов наиболее подходит на определенную должность?).
В частности, в ходе организованного нами изучения молодых воинов при тесном взаимодействии с психологами отделения воспитательной работы Ростовского военного института ракетных войск были выработаны рекомендации по проведению индивидуально-воспитательной работы и дозированию нагрузок в процессе службы для каждого воина. Кроме того, осуществлялось специальное обучение должностных лиц подразделений формам и методам работы с военнослужащими, имеющими низкий уровень нервно-психической устойчивости; изучение и практическое использование стандартизированных, вновь разработанных шкал методик “Прогноз-2-99”, “Адаптивность-99” (МЛО), “НПН-А-99”, “Методики психодиагностики суицидальных намерений”, а также подготовленного пакета документов и батарей психологических тестов для успешной реализации требований и методических указаний МО РФ (в связи с активной научно-методической работой по внедрению вышеуказанных разработок в ежедневную практику работы специалистов).
Для обеспечения высокого уровня подготовки военных специалистов в области психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной и психореабилитационной работы кафедрой медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского университета в тесном сотрудничестве с военными психологами СКВО регулярно проводится постдипломная переподготовка по программе специально разработанного курса тематического усовершенствования для военных психологов "Актуальные вопросы военно-медицинской психологии" объемом 244 часа (1,5 мес.).
Среди планируемых направлений работы 2005-2006 гг. кафедры медицинской психологии и психотерапии РостГМУ – дополнение программы обследования (при отборе кандидатов в различные учебные заведения и в лечебном процессе) проективными методиками. Указанная потребность в которых остро возникла на базе предыдущего опыта исследовательской работы кафедры.
Существующая на сегодняшний день широкая распространенность личностных опросников при профессионально-психологическом отборе военнослужащих привела к вытеснению эффективных проективных методик (в частности, теста чернильных пятен Роршаха, Люшера, фрустрационного теста Розенцвейга, оптимизированного варианта ТАТа и теста незаконченных предложений) и к явному обеднению профессионального психодиагностического инструментария. На наш взгляд, активное применение вышеуказанных проективных методик позволяет выявить не только психопатологическую проблематику личности, но и диагностировать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на доклиническом этапе; помогает выявить основные мотивационные детерминанты социальной и поведенческой активности индивида, определить уровень и источники невротизации, основные проблемные и "конфликтогенные зоны", затруднения и нарушения социальной адаптации, предрасположенность к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами (ПАВ), суицидальные и аутоагрессивные тенденции и т.д. Такой подход к целостному исследованию личности военнослужащего уже получил обоснование и соответствующую реализацию в процессе обучения военных психологов на кафедре медицинской психологии и психотерапии ФПК и ППС РостГМУ, а также будет активно использоваться в ходе уже организующейся работы с Ростовским военным институтом ракетных войск 2005-2006 гг.
Актуальное состояние психического здоровья лиц призывного возраста, являясь одним из ведущих факторов обеспечения боеспособности армии, диктует необходимость постоянного повышения качества организации медико-психологической работы.
Важность этой работы обусловлена:
крайне сложной ситуацией с призывным контингентом, сложившейся в настоящее время;
ростом пограничных психических расстройств среди призывников, обусловливающий необходимость повышения качества выявляемости психической патологии у призывных контингентов;
необходимостью регулярного проведения медико-психологического обследования военнослужащих, несущих службу в экстремальных условиях с целью предупреждения срывов психической деятельности;
высоким уровнем суицидального риска и делинквентного поведения у военнослужащих по призыву, связанного с неуставными и конфликтными отношениями в воинском коллективе.
Таким образом, первостепенное значение приобретают вопросы совершенствования методологии, методов решения вопросов организации, планирования и проведения медико-психосоциального изучения подростков, целенаправленного использования материальных и кадровых ресурсов с формированием адекватной прогностической значимости получаемых результатов.
В целом же улучшение психического здоровья подростков должно стать магистральным направлением проводимого комплекса медико-психосоциальных мероприятий, получая полноценную реализацию исключительно при тесном, взаимодополняющем и взаимообусловливающем взаимодействии специалистов разного профиля.
Литература:
Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. – 1988. - № 1. – С. 5-8.
Богданова Л.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Овчинников Б.В. Дифференцированная психодиагностическая оценка психического здоровья на основе типологического подхода // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 7.
Куликов В.В. Комплексная социально-гигиеническая характеристика здоровья допризывников и призывников, Автореф. дисс. .докт. мед. наук. Оренбург. – 1994. – 182 с.
Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
Таценко Е.Е., Кулдошина Г.Н. Подросток, его здоровье и система здравоохранения // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков // Рязань: Изд-во РязГМУ. – 2001. – С. 23-27.
Хмарук И.Н., Елисеев Д.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологический портрет призывника 2003-2004 гг. // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 120.
Хмарук И.Н., Елисеев Д.Н. Постдипломное образование военных психологов в Ростовском государственном медицинском университете // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 160-161.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.
Щеплягина Л.А. и др. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам // Российский педиатрический журнал. – 1988. - № 1. – С. 18-20.
Ключевые слова: психическое здоровье, военная психология, призывной контингент, адаптационные возможности военнослужащих, нервно-психическая устойчивость (НПУ), профессиональный психологический отбор (ППО).
Аннотация
В статье представлен обзор нынешнего состояния психического здоровья лиц призывного возраста с обозначением основных тенденций и имеющихся проблем. Обозначена общая система работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья допризывной молодежи и военнослужащих Вооруженных Сил РФ с перечнем основных критериев, применяемых при клинико-экспертной оценке состояния здоровья и развития подростков.
Особое внимание уделено вопросам необходимости осуществления качественного профессионального психологического отбора, целью которого является повышение качества комплектования воинских частей, сокращение сроков обучения, снижение отчисления курсантов из учебных подразделений, повышение боеспособности экипажей, расчетов и команд, укомплектованных с учетом психологической совместимости военнослужащих. Конкретизирована информация относительно основных задач периода приема и распределения молодого пополнения. Кроме того, в соответствии с обозначенными трудностями и актуальностью заявленной тематики, освещены базовые направления мероприятий и результаты практических наработок теории и практики профотбора.