Трагические события последних лет разрушили миф о том, что на нашей планете есть "благополучные" регионы и страны, которые могли бы считаться неуязвимыми для фанатичных адептов террористической идеологии. Исполнители террористических актов существуют в среде социально-экономических, национальных, этнических и идеологических конфликтов. Именно это обязывает не только сотрудников "силовых" ведомств и спецслужб, но и всех специалистов гуманитарных специальностей (психологов, социологов, конфликтологов и антропологов) объединить усилия в целях поиска эффективных способов противостояния этой "чуме XXI века".
Как показывает опыт, современный международный терроризм имеет ряд специфических характеристик, которые принципиально отличают его от других форм проявления социального радикализма. В любом террористическом акте всегда могут быть выделены следующие элементы: само действие (террористический акт или другие виды диверсионной деятельности), субъект деятельности (террорист или террористическая группа), объект нападения (жертва), объект воздействия (лица, в отношении которых реализуется тактика устрашения).
Субъектами актов терроризма являются как террористы-одиночки, так и члены террористических групп — относительно устойчивых объединений физических лиц, избравших для достижения своих целей методы насилия и террора.
Одной из главных целей террористического акта является психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно жертвами данного преступного действия. Косвенное дестабилизирующее воздействие в конечном итоге оказывается значительно важнее прямого влияния террористических силовых актов против ни в чем не повинных людей. Нагнетаемая атмосфера страха является основополагающим элементом практически всех разновидностей проявлений радикальной деструктивной деятельности, в том числе и терроризма. Террористическое покушение на «представителей системы» может вызвать в общественном сознании сомнение в стабильности общественной жизни. Этот политико-психологический дестабилизирующий эффект обязывает политическое и административное руководство страны, региона, города реагировать определенным образом (к сожалению, часто это реагирование выражается либо в чрезмерной гипертрофированной реакции, либо в покорном попустительстве).
Современный международный терроризм не может рассматриваться в рамках категории "гражданской войны", в которой многочисленные политические силы насильственно борются за достижение власти внутри государства, но при этом рассчитывают на поддержку возможно большего числа населения. Акты терроризма однозначно признаются преступлениями и запрещены национальным и международным правом. Таким образом, лица и (или) группы, совершающие их, не имеют объективных оснований претендовать на гордое имя "национально-освободительной организации", представляющей народ, борющийся за свое освобождение.
Современный международный терроризм самым тесным образом связан со средствами массовой информации. Без современных СМИ, терроризм с его кровавой жестокостью вне всяких правовых норм, никогда не может стать подлинно «популярным». Наоборот, при отсутствии влияния государства и средств массовой информации, рядовые граждане спонтанно и настойчиво отвергают террористические покушения и их инициаторов. Средства массовой информации существенно усиливают косвенное воздействие террористических акций, обеспечивают терроризму те рычаги, с помощью которых можно добиться политических и психологических воздействий на реальный мир. Террористические покушения на политиков вселяют обоснованную тревогу не только в их ближайшее и дальнее окружение, через средства массовой информации они формируют тревожность и неуверенность в завтрашнем дне в национальном или даже международном масштабе. Таким образом, современный терроризм не знает никаких границ в пространственном отношении, и существует в безграничном пространстве социально-психологических представлений.