Условия современной военной службы – условия особой концентрации проблем, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, зависимое и суицидальное поведение. Очевидно, что данная ситуация обусловлена целым рядом причин, среди которых можно выделить:
1) низкую устойчивость военнослужащих к психосоциальным стрессовым ситуациям (армейская дисциплина, военные действия и т.д.);
2) устаревшие, но повсеместно распространенные принципы и методы проведения медицинских комиссий в военкоматах, приводящих в итоге к допуску на службу в ряды Вооруженных сил РФ лиц с латентной патологией или предрасположенностью к ней;
3) перевод в 2004 году Армии РФ на контрактную систему, повышающий психофизиологические требования к военнослужащим и т.д.
Безусловно, в процессе военной службы ведущее значение в возникновении нарушений поведения принадлежит сформировавшимся в допризывном периоде социально-психологическим особенностям личности, определяющим повышенную уязвимость к различным психотравмам, поскольку в атмосфере несения воинской службы, в особенности - боевой обстановке, значительно возрастает роль средовых стрессогенных факторов.
Таким образом, целесообразно говорить о совокупном и модифицирующем влиянии психосоциальных факторов на состояние личностного адаптационного потенциала, на темп истощения функциональных резервов организма, т.е. оказавшись в боевых условиях с постоянным психосоциальным и боевым стрессом, военнослужащие испытывают огромный прессинг на имеющуюся систему адаптации.
Благодаря нашим исследованиям, организованным совместно с 625 Центром психологической помощи и реабилитации Северо-Кавказского военного округа, оказывается возможным констатировать следующее.
В каждом отдельном случае, психосоциальный и боевой стресс будут способствовать дестабилизации, развитию первоначально предпатологического состояния, резкому ограничению функционального резерва организма, увеличивать риск дезинтеграции психической деятельности и стойких соматовегетативных дисфункций, приводя к самым различным проявлениям в Армии (побеги, суициды и т.д.) при выраженном снижении работоспособности.
Среди характеристик обследованного нами офицерского состава, принимавшего участие в боевых действиях в Чеченской республике, необходимо отметить следующие: дезадаптация констатировалась в 66% случаев; склонность к асоциальному поведению в 32%; склонность к делинквентному поведению в 32%; слабые командирские и организаторские способности в 11%; группа, нуждающихся в консультации составила 8,2%; со слабыми интеллектуальными способностями – 4%.
В любом случае происходящая адаптация, особенно в условиях постоянной угрозы жизни, сопровождается выработкой необходимых для выживания способов реагирования. По нашим наблюдениям в 75% случаев выбор осуществляется в пользу неадаптивных копинг-стратегий (по параметру активности/конструктивности). Формирующаяся при этом негативная оценка окружающей действительности, которая воспринимается как чуждая, угрожающая приводит к агрессии в отношении источника угрозы, неприятию норм и запретов.
Соответственно, непринципиальным будет выбор военнослужащим формы девиантного поведения.
Длительно существуя, такие паттерны поведения постепенно усваиваются военнослужащими, закрепляются и переносятся в условия жизни мирного времени (во время командировок домой, после окончания контракта). В связи с этим нами был проведен анализ поведенческих реакций офицеров, лежащих в основе их девиантного поведения (которое в данном случае мы считаем крайней степенью стрессовых расстройств).
Этот анализ позволил выявить следующую специфику:
1) военно-социальное взаимодействие военнослужащих: адаптационные трудности (ценностно-мировоззренческие, биофизиологические и микросоциальные);
2) служебные и межличностные конфликты с начальниками / подчиненными;
3) личностно-семейные взаимоотношения: удаленность от дома, родных; развод, измена; потеря товарищей в результате выполнения боевых задач; половая несостоятельность;
4) состояние здоровья: хронические соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности); психические расстройства;
5) жилищно-бытовые трудности.
Кроме того, проведенный в дальнейшем детальный анализ позволил выделить базовые ориентации отклоняющегося поведения у обследованного офицерского состава: 1) корыстную (хищения, кражи, халатность, перекладывание на сослуживцев своих обязанностей); 2) агрессивную (оскорбления, посягательство на личное достоинство военнослужащих, их здоровье; демонстрация силы, враждебности); 3) социально-пассивную (систематическое уклонение от выполнения служебных обязанностей, самовольное оставление части, отчужденность, крайняя замкнутость).
Указанный перечень неминуемо приводит к конфликтогенности обстановки в коллективе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что детерминантами конфликтности выступают: 1) психическая напряженность (адаптационные процессы при прохождении службы на территории Чеченской республики); 2) социально-стрессовые расстройства и хронический стресс в связи со сложностью и напряженностью военно-профессиональной деятельности на территории Чеченской республики, обусловленные боевым стрессом, ожиданием участия в боевых действиях, замкнутым социальным пространством и т.д.
Более того, при продолжающемся на этом фоне стрессорном воздействии с большой прогностической вероятностью можно ожидать возникновения дисфункции ответственных за адаптацию структур ЦНС с последующим запуском метаболических тканевых повреждений (данная патология уже была диагностирована у 9% комбатантов).
Прежде всего, задача освещения данной проблематики обусловлена необходимостью решения вопроса повышения степени достоверности прогнозирования успешности прохождения службы и как можно более раннего выявления особенностей развития личности, способных привести к нарушениям процесса адаптации в новых условиях жизни.