Проблема медико-психологических последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), локальных войн и террористических актов в настоящее время вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества вследствие увеличения их частоты, выраженности и негативного влияния на психическое здоровье населения в целом.
Анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует о неуклонном росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических, соматоформных расстройств, реакций адаптации, непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации и духовной жизни широких слоев населения.
Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "невроз" увеличилось в России в 2000 г. по сравнению с 1991 г. на 32%, "психопатия" – на 15%, "реактивное состояние" – на 47%, “психосоматическое расстройство” – на 92%. В настоящее время общее число официально зарегистрированных больных с пограничными психическими расстройствами достигло 2 млн. человек. При этом за последние 10 лет общее число инвалидов вследствие психических расстройств (основную группу которых составляют больные с непсихотическими расстройствами) возросло в России на 30,6% (Ю.А. Александровский, 2000).
Изменения же в психическом здоровье сотрудников силовых министерств, в особенности комбатантов (участников боевых действий), при отсутствии психотических расстройств, остаются, как правило, вне поля зрения специалистов, так как основное внимание уделяется их соматическому состоянию. Однако боеспособность действующей армии снижается, прежде всего, за счет высокой распространенности доболезненных социально-стрессовых расстройств. Высокая вероятность перехода доболезненных расстройств в патологические и хронические делает проблему своевременного выявления этих состояний еще более актуальной.
Реальная оценка последствий боевого стресса уже не поддается учету. Ситуация значимо усугубляется тем, что в Российской Федерации, вовлеченной последние десятилетия в череду локальных конфликтов, в частности, в Южном Федеральном округе, наблюдается неуклонный рост количества людей, перенесших боевую психическую травму (БПТ). В их число входят не только военнослужащие, но и огромное количество мирных жителей, проживающих в зоне боевых действий, а также родных и близких жертв войн.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, PTSD - F43.1) представляет собой комплекс симптомов, возникающих как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.). Некоторые авторы определяют ПТСР как обычную реакцию человека на необычные условия жизнедеятельности.
Проявления ПТСР у комбатантов являются наиболее важным аспектом проблемы социально-психологической адаптации участников локальных войн к мирным условиям. Одной из характерных тенденций в развитии исследований психолого-психиатрических последствий войн является столкновение двух позиций рассмотрения природы реакций на боевой стресс. К первой относится концепция "предрасположенности", ко второй – "причинности" (поиск причин последующих реакций в пережитой конкретной боевой ситуации). По мере изучения боевого стресса происходит постепенное сближение этих двух точек зрения, что нашло отражение в многолетних исследованиях J.F. Borus (1970-80 гг.).
Одной из особенностей посттравматического стрессового расстройства является аккумуляция стрессогенных факторов травматического характера гражданской жизни и боевых стрессовых факторов при наличии существенных различий ПТСР общегражданской жизни и психических последствий боевого стресса.
Клиническая типология и классификация посттравматического стрессового расстройства, связанного с последствиями тяжелой психической травмы, продолжают уточняться. Но уже очевидно, что к числу наиболее частых психотравмирующих факторов (причин) мирного времени относят: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в т.ч. при транспортных и производственных авариях; сексуальное насилие; манифестирование угрожающих жизни заболеваний; семейные драмы.
В качестве важных характеристик тяжелого психотравмирующего фактора обозначены неожиданность, стремительный темп развития катастрофического события и длительность воздействия, а также повторяемость в течение жизни.
Среди факторов риска развития ПТСР выделены следующие: характерологические особенности личности, зависимое поведение, наличие психотравмы в анамнезе, подростковый возраст, пожилые люди, наличие соматического заболевания.
Помимо указанных факторов и тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции), но также склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (удерживание травматического опыта). В последнее время все большее значение придается психологическим аспектам стресса, в частности, жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировоззрения. Предрасполагающим фактором может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушения стереотипа сна и приема пищи.
Таким образом, центральным звеном в этиопатогенезе ПТСР является взаимодействие психической травмы – внешнего фактора, представляющего опасность для жизни человека, либо фрустрирующего систему ценностей личности, и качественных свойств темперамента, характера и личности человека (Пудиков И.В., Качковский М.А., 2005).
Собственно психологическая реабилитация военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, проводится в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией и представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленный на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать боевые и служебные задачи.
Основными принципами проведения психологической реабилитации являются:
1) оперативность как целесообразность оказания психологической помощи в ближайшее время после окончания воздействия психотравмирующих стрессоров боевых действий;
2) системность как использование методов, позволяющих осуществлять комплексное и взаимосвязанное воздействие на психику военнослужащих, исходя из структуры основных форм проявления негативных последствий психотравмирующего боевого стресса;
3) гибкость как своевременное изменение форм и методов психологического воздействия в зависимости от психического состояния военнослужащих и условий проведения психологической реабилитации;
4) многоступенчатость как оперативное использование пунктов и центров психологической реабилитации различных уровней в зависимости от сложности решаемых в процессе реабилитации задач.
Задачами изучения психического состояния военнослужащих, подвергшихся воздействию психотравмирующего боевого стресса, являются:
1) определение наличия, состава и степени выраженности выявленных нервно-психических перегрузок психотравмирующего боевого стресса;
2) выяснение причин их возникновения и сохранения;
3) установление эффективности и способов совладания военнослужащего с нервно-психическими перегрузками психотравмирующего боевого стресса;
4) определение целесообразности использования тех или иных методов психологического воздействия в целях оказания помощи конкретному военнослужащему.
Психологическая реабилитация включает четыре основных этапа:
1) диагностический, начинающийся с изучения характера имеющихся у военнослужащих психологических проблем, степени влияния этих проблем на их психическое здоровье и жизнедеятельность, и, исходя из этого, определения способов психологического воздействия, необходимых для психологической помощи конкретному военнослужащему, проходящему реабилитацию;
2) психотерапевтический, подразумевающий целенаправленное использование конкретных форм и методов воздействия на психику реабилитируемых военнослужащих, проходящих реабилитацию, к предстоящей воинской деятельности и межличностному взаимодействию с окружающими людьми;
3) реадаптационный, осуществляющийся преимущественно при проведении специфической реабилитации;
4) этап сопровождения, включающий наблюдение за военнослужащими, их консультирование, и, в случае необходимости, оказание им дополнительной психологической помощи в процессе последующей после психологической реабилитации жизнедеятельности.
В настоящее время в практике психокоррекционной работы существуют два методологических подхода. Первый базируется на идее возможности успешной коррекции психических нарушений только при точном знании этиологии и патогенеза возникновения этих нарушений, в частности, психоанализ и патогенетическая психотерапия (Б.Д. Карвасарский). Второй подход исходит из положения, что добиться общего улучшения психического состояния можно через воздействие на конкретные проявления психических нарушений (техники NLP).
Как было отмечено на Первой Европейской конференции по проблеме травматического стресса при спасательных, миротворческих и гуманитарных операциях (Великобритания, 1996 г.), современная наука не знает точной этиологии и механизмов возникновения ПТСР.
Таким образом, вслед за рядом авторов нам наиболее целесообразным при психокоррекционной работе представляется выявление структурных компонентов травматического стресса – конкретных посттравматических состояний (как правило, это просьбы или жалобы участников экстремальных ситуаций по поводу нарушений сна, тремора конечностей, головных болей, неприятных ощущений в эпигастральной области, общей мышечной скованности), – с целью воздействия на каждое такое состояние наиболее адекватным природе его возникновения психокоррекционным методом. Практическое применение подобного подхода облегчается при условии применения на этапе диагностики опросника травматического стресса (разработчик – И.О. Котенев), который направлен не столько на диагностику наличия/отсутствия у испытуемого травматического стресса, сколько на выявление структуры постстрессового состояния.
Таким образом, рациональнее работать не с посттравматическим синдромом в целом, а с возникающими в процессе его формирования конкретными и целостными психическими состояниями относительно которых собственно и поступает запрос (то есть, когда человек жалуется на ощущение "потери вкуса жизни" – необходимо корригировать ухудшение его эмоционального состояния, если он жалуется на бессонницу или на регулярные кошмарные сновидения – нужно делать упор на коррекцию повышенной тревожности). Примирить человека с его прошлым — смысл большинства методов психотерапии и психокоррекции при ПТСР.
Первые программы медико-психологической помощи комбатантам появились ещё в начале XX в. Так, например, во время Великой Отечественной войны наиболее эффективными способами психотерапии истерических расстройств признавались методы, сочетающие прямое и косвенное внушение с эфирной маской Свядоща, кальциевым ударом, судорожной психотерапией. Более того, в годы войны отечественными психологами проводилась большая работа по восстановлению памяти, речи и письма после боевых травм и ранений (Б.Г.Ананьев, Э.Бейн, А.В.Занков, А.Р.Лурия и др.).
В процессе оказания психотерапевтической помощи американским солдатам в годы Второй мировой войны, Р.Гринкер и Д.Шпигель разработали систему комплексного психотерапевтического воздействия. Составными элементами данной системы были: наркосинтетический метод (использование снотворных для облегчения достижения катарсиса); психотерапия с ограниченным количеством сессий (brief psychotherapy); судорожная шоковая психотерапия; терапия длительным сном; трудотерапия; групповая психотерапия и общая атмосфера психологического комфорта для пациентов.
В настоящее время психологическая помощь участникам боевых действий в преодолении отсроченных реакций на воздействие стресс-факторов боевой обстановки основывается на концепции посттравматических стрессовых реакций. Центральной задачей психотерапевта, в данном случае, является создание условий для постепенной ассимиляции психотравмирующего опыта.
Это может достигаться при помощи различных методов и техник (разработанных в таких направлениях психотерапии, как психодинамическая, поведенческая, когнитивная, гипносуггестивная, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, клиент-центрированная, личностно-ориентированная, процессуально-ориентированная, телесно-ориентированная, трансмедитативная терапия, терапия искусством и творческим самовыражением, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, психодрама, игротерапия, холотропная, биоэнергетическая, цигун-терапия, наркосинтетическая, плацебо-терапия и др.), а также форм психотерапии (индивидуальной, групповой, семейной). Психологическая помощь участникам боевых действий может носить срочный характер (crisis intervention), иметь ограниченный срок (brief psychotherapy) или быть рассчитанной на длительный период (long term PTSD intervention).
Срочная психотерапия проводится в ближайший срок после получения психической травмы (как правило, в непосредственной близости к району боевых действий) с целью восстановления внутреннего психического равновесия пациента и недопущения дезадаптивной реорганизации личности.
Задачей психотерапии, рассчитанной на короткий срок, по мнению М.Горовца, является помощь комбатанту в возвращении к нормальному процессу восстановления после травматического события. Она рассчитана на пациентов, у которых отсроченные реакции на травматический стресс не приняли хронической формы.
К основным принципам психологической помощи в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс, рассчитанной на более длительный период Р.Скерфилд относит: установление доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом; ознакомление пациента с необходимой информацией о процессе преодоления посттравматического стресса; контроль за состоянием пациента и редукция повышенного напряжения; возвращение к повторным переживаниям, имеющим отношение к психической травме; интеграция травматического опыта.
Весьма эффективным по результатам является метод рациональной психокоррекции. В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса, прогноз развития и мобилизация специфичных защитных механизмов. Основными методиками здесь являются: логическая аргументация, разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие авторитетом. Цель коррекционной работы – разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возникновения постстрессовых состояний с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства. На этот метод как один из наиболее эффективных при коррекции психогенных расстройств указывает, в частности, Ю.А. Александровский (Александровский Ю.А., 1991).
На ранних этапах развития травматического стресса весьма часто наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы (группа симптомов гиперактивации), для снятия которых наиболее адекватными и эффективными являются: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, гипносугестивная терапия с элементами саморегуляции и т. п. Эти методы можно объединить в группу методов психической саморегуляции. На их высокую эффективность при постстрессовых состояниях указывают такие авторы как Б. Колодзин (Колодзин Б., 1992); А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова (Леонова А. Б., Кузнецова А. С., 1992).
Отмечается также эффективность применения методов поведенческой психотерапии - десенсибилизации (A.Celluci, R.Lawrence, 1978), остановки размышлений, конитивной реконструкции, поведенческой библиотерапии (R.marafiote, 1980, E.Parson, 1984, десенситизации путем воздействия на движение глаз (F.Shapiro, 1989).
При коррекции симптомов из группы вторжения и избегания, в частности, навязчивых состояний, в том числе навязчивых страхов, весьма эффективны методики оперантного обусловливания. Одна из таких методик получила название систематической десенситизации (Joseph Wolpe) и основывается на поведенческом принципе противообусловливания, утверждающего, что субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем постепенного приближения к вызывающим страх ситуациям, нивелируя возникающую при этом тревогу состоянием релаксации. Именно на этом принципе и основан один из наиболее популярных технических приемов NLP – 6-шаговый рефрейминг. И там, и здесь субъект вводится в состояние полной релаксации, затем подвергается влиянию стимула, который вызывает реакцию тревоги, которая в свою очередь оттормаживается состоянием релаксации. Процедура повторяется до тех пор, пока человек не научится эффективно контролировать свою тревожность в различных жизненных ситуациях.
Наибольшую эффективность эта методика приносит в случае, если в истории переживания экстремальной ситуации имеется четкое указание на стимул (ситуацию), вызывающий тревогу.
Применение метода поведенческой психотерапии - имплозии (погружение пациента в воображении в травматическую ситуацию) Т.Кин и соавт. позволило снизить у комбатантов уровень тревожности, депрессивности, уменьшить повторяемость навязчивых переживаний. В то же время не удалось повысить эмоциональную чувствительность и преодолеть отчужденность. На основании полученных результатов Т.Кин и соавт. делают вывод о необходимости соединения данного подхода с другими видами психотерапии и повышении у пациентов компетентности в межличностных отношениях.
Зачастую в структуре травматического стресса присутствует депрессия, развивающаяся в результате неудачных попыток человека овладеть собственным психическим состоянием. При подобных вариантах развития травматического стресса наиболее эффективны методы, разработанные в рамках когнитивной психотерапии (Aaron Beck). Ключевая идея, заложенная в эти методах, заключается в предположении, что нормальные реакции опосредуются когнитивными процессами, которые дают возможность людям точно воспринимать окружающую действительность. Соответственно, при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что в свою очередь приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в так называемом "тоннельном видении", приводя к негативной оценке пострадавшим себя, своего окружения и своего будущего. Человек начинает руководствоваться в своем поведении жестко детерминированными иррациональными установками. Например: "меня никогда не поймет человек не побывавший там" или "после того, что я там видел я понял, что все люди жестоки" или "после того, что я там пережил я никогда не смогу выполнять прежнюю работу" и т. п.
Исходя из этого, основная психокоррекционная стратегия направляется на помощь человеку в поиске и идентификации дезадаптивных утверждений с последующим переосмыслением и заменой этих утверждений на более адаптивные. Наиболее эффективным приемом здесь является выявление скрытого смысла дезадаптивного утверждения с целью показать человеку всю алогичность и иррациональность негативной установки мышления.
Д.Смит рассматривает процесс индивидуальной психотерапии с комбатантами, рассчитанной на длительный период, с точки зрения когнитивно-эмоционального подхода. Он определяет его как процесс, в ходе которого пациент интегрирует сознательные и подсознательные эффекты травматического опыта и овладевает им. Целью психотерапии, в данном случае, считается преодоление посттравматических стрессовых реакций, повышение самооценки и самоконтроля, а также восстановление личностной итегрированности, возрождение чувства собственного достоинства и чувства ответственности за свою жизнь.
Наиболее эффективным методом коррекции является и личностно ориентированная психокоррекция. Коррекционный подход в данном случае основывается на принципе, что только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит, за все, эмоции и ощущения которые он испытывает. Человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Основная цель психокоррекционной интервенции при таком подходе заключается в изменении отношения пострадавшего к факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации. В качестве примера можно привести прием, который заключается в том, что человеку, побывавшему в экстремальной ситуации, предлагают сравнить эту ситуацию с более тяжелыми жизненными обстоятельствами или же воспринимать её как самый ужасный эпизод в своей жизни.
Известна также и результативность применения таких видов психотерапии, как: арттерапия (D.Johnson, A.Morgan, M.James), гипноз (J.Brendi, B.Benedict, 1980, D.Spigel, 1981), гештальт-терапия (E.Parson, 1984), наркосинтез (L.Kolb, 1985), трансцендентальная медитация (B.Brooks, T.Scarano, 1982) и других.
Все большее распространение получают также различные формы групповой психотерапии. Подчеркивая в 1944 году роль группового подхода в повышении эффективности реабилитации комбатантов, Г.Роум выделил несколько факторов, способствующих эффективности его использования: подобие психологических проблем у членов группы; снижение внутренней психической напряженности; преодоление чувства неполноценности; доверительные отношения между психотерапевтом и пациентом; контролируемое эмоциональное раскрепощение; контролируемый глубинный анализ проблем; дополнение групповой работы (при необходимости) индивидуальной.
В свою очередь Р.Гринкер и Д.Шпигель (1945) отмечали, что эффективность групповой психотерапии с комбатантами обеспечивается тремя факторами: развитием положительных отношений между психотерапевтом и пациентами, свободным выражением чувств, возможностью более детального анализа психологических проблем.
В 1970 году группой американских психотерапевтов (R.Lifton, C.Shatan, F.Pincus и др.) были организованы так называемые «rap» группы комбатантов из организации «Вьетнамские ветераны против войны», с целью оказания помощи в преодолении психологических последствий войны и осмыслении участниками своего военного опыта. «Rap» группы продолжали традиции групп с ограниченной ролью ведущего (центрированные на клиенте группы «горячего» стула, свободно «плавающие» группы, группы в стиле «Ялома» и т.д.) или вообще не имевших ведущего (группы дважды рожденных, организованные в Сан-Франциско).
К.Скерфилд считает, что «rap» группы позволяют: преодолеть чувство изолированности через ощущение общности с другими участниками боевых действий, эмоциональный «комфорт» и поддержку; преодолеть чувство неполноценности и восстановить чувство собственного достоинства; «переработать» травматический опыт среди людей, способных его понять; эмоционально раскрепоститься.
Доверительная атмосфера, взаимная эмоциональная поддержка, неформальный характер групп способствовали эффективности психотерапевтической помощи.
Не менее важное место в системе психологической помощи участникам боевых действий зарубежными психологами отводится семейной психотерапии (C.R.Figley, 19078, 1989, T.Williams, 1980, T.Scarano, 1982; P.Mason, 1988 и др.).
Наиболее эффективной, по мнению С.Вильямс и Т.Вильямс, является мультимодальная форма семейной психотерапии, которая включает: индивидуальное и семейное консультирование; групповую психотерапию отдельно с участниками боевых действий и их женами; занятия в группах, включающих несколько семейных пар с целью совершенствования коммуникативной компетентности, создание системы взаимной социальной поддержки.
М.Стэнтон и Ч.Фигли рассматривая межличностные отношения в боевой обстановке как один из источников посттравматического стресса, считают, что семейная психотерапия может иметь ключевую роль в психологической помощи комбатантам.
В случае кризисной ситуации в семье комбатанта Ч.Гаррис предлагает использовать пятишаговую модель психотерапевтической помощи, основанную на концепции K.Slaikey (1984), включающей следующие этапы: установление психологического контакта с семей; изучение психологических проблем в семье; совместный поиск с членами семьи возможных способов решения возникших проблем; помощь членам семьи в поисках возможных способов решения возникших трудностей; помощь членам семьи в осуществлении конкретных шагов, направленных на решение психологических проблем; сопровождение семьи после выхода из кризисной ситуации.
Перечисление и описание существующих подходов и конкретных техник работы с ПТСР можно продолжать и продолжать, что же касается материалов относительно исследования эффективности лечения ПТСР, то таковые начались с 1980-х годов, со времени включения этого заболевания в DSM-III. Психотерапия в целом, и в особенности когнитивно-поведенческая терапия, а также медикаментозное лечение, особенно применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, эффективны при лечении ПТСР. Благодаря исследованиям данной направленности показано, что и психодинамическая психотерапия, гипноз и метод десенсибилизации и переработки движениями глаз высоко эффективны.
Опубликованное множество докладов и исследований при тщательном анализе обнаруживает четкие различия в их методологической строгости. Именно поэтому достоверность их выводов неодинакова для различных подходов, а отсутствие доказательств эффективности конкретной техники или похода – показатель не того, что они не работают, а того, что они не были подвергнуты строгой научной проверке.
Подводя итог данной работы, необходимо отметить, что при всей остроте и очевидной актуальности многие вопросы медико-психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами остаются открытыми — нет методологически корректной, теоретически обоснованной и эффективно функционирующей на государственном уровне программы помощи таким пациентам. Пока что ясно одно — человек, переживший состояние тяжелого травматического стресса, открыт для любого вида психологической помощи, стремится к ее получению, и чем раньше такая помощь ему оказана, тем выше процент успеха в нормализации его психического состояния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991.
Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма: К современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии. – (Руководство по психотерапии) /Под ред. В.Е.Рожнова. - Ташкент: Медицина, 1979.
Дереча Г.И., Дереча В.А., Егоров Р.С., Хромушин О.Н. Психогенные соматические расстройства: Пособие для врачей. – Оренбург. – 2005.
Краснушкин Е.К. Психогении военного времени // Нервные и психические заболевания военного времени / Под ред. А.С.Шмарьяна. – М., 1948. – С. 245-252.
Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий военного травматического стресса участниками войны в Афганистане // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 1999. 4. – С. 186-191.
Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий.- М.: ГА ВС, 1991.
Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий: Дис. ... канд.псих.наук.-М.:ГА ВС, 1992.
Пудиков И.В., Качковский М.А. Некоторые аспекты креативной переработки личностью психотравмирующей ситуации // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 113-114.
Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. – М.: МО РФ, 1992.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.
Феденко Н.Ф., Железняк Л.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях.- М., ВПА, 1986.
Хмарук И.Н., Спиглазова Е.Г. Медико-психологическая реабилитация лиц, принимавших участие в боевых действиях // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 118.
Хмарук И.Н., Фаттахова Т.И. Об опыте психокоррекции посттравматических стрессовых расстройств в работе психологической помощи и реабилитации // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. – СПб., 2005. – С. 118-119.
Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства /Под ред. Э.Фоа, Т.М. Кина, М. Фридмана. – М.: Когито-Центр, 2005.
Ключевые слова: психическое здоровье, военная психология, пограничные психические расстройства, комбатанты, боевая психическая травма (БПТ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психологическая реабилитация военнослужащих.
Аннотация
Анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует о неуклонном росте пограничных психических расстройств. Существующее положение непосредственно связано с негативными изменениями социально-экономической ситуации, духовной жизни широких слоев населения при особой значимости проблемы медико-психологических последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), локальных войн и террористических актов настоящего времени.
Целью статьи является структурированный анализ посттравматического стрессового расстройства (ПТСР/PTSD–F43.1), включающий освещение его специфики, вопросов типологии и факторов риска развития. Подробно освещаются основные модели медико-психологической реабилитации военнослужащих с диагностированным ПТСР, современные методологические подходы к психокоррекции, основные принципы и этапы проведения психологической реабилитации, применяемые методы и техники с указанием их результативности и эффективности, а также существующие программы медико-психологической помощи комбатантам.