Пн - Сб 10:00 — 20:00

8 (863) 221 41 08
8 (903) 401 41 08

Хмарук И.Н., Кирносова М.Н.

Проблемы в психическом здоровье современных детей России в последние годы соизмеримы с размахом катастрофы. Для специалистов, работающих в этой области, явно виден неуклонный рост числа детей, имеющих пограничные нарушения в психике, сопровождающиеся периодическими срывами компенсаторных механизмов ребенка. Растет число дезадаптированных в социуме детей. Кроме того, те модели поведения ребенка, которые 10-15 лет назад считались отклонениями от нормы, в настоящее время часто нами уже расцениваются как обыденная реальность. Это приводит к снижению порога социальных норм, правил и для здорового ребенка, вымыванию из нашей жизни нравственных качеств, тонкости восприятия мира.

К сожалению, актуальность этих проблем детства осознаются только специалистами-практиками и практически не замечается государственными структурами, имеющими возможность стратегически влиять на эту глобальную тенденцию. Это и интеллектуально-мнестические, и эмоционально-волевые нарушения, и школьная дезадаптация, и нарушения внутрисемейного взаимодействия, нередко осложняющиеся уходом из дома, суицидальными попытками и др. Если взять возрастную шкалу, то не найдется возрастной группы, в отношении которой можно было бы сказать, что этот возраст в нашем обществе благополучен. Проблемы психического здоровья ребенка резко "помолодели". Те жалобы, которые ранее предъявлялись в 5-6 классах, сегодня предъявляются уже в 1-2 классах. Идет рост патохарактерологических реакций у 5-7-летних детей на завышенные требования родителей, воспитателей детских садов, учителей, школьной программы и самой школы. В нашем общественном мнении культивируется образ высокоинтеллектуального человека (и ребенка в том числе), совершенно забывая о том, что ребенок воспринимает мир до 10-12 лет больше правым полушарием. Для малыша очень важно восприятие мира через образ. Это его будущий ресурс, поскольку интеллект филогенетически намного моложе. Так давайте и обратимся к нему позднее. Но родители наших пациентов это узнают только тогда, когда пришла проблема.

Психическое здоровье ребенка закладывается еще даже до момента оплодотворения яйцеклетки. И его гармоничность зависит от того, как мама с папой встретят известие о зачатии, как они проживут беременность, как подготовятся и проведут роды, с какими эмоциями встретят новорожденного и проживут с ним первые 5-7 лет. А для молодой семьи это период ее нормативного кризиса, формирования нового социального статуса, профессионального становления. Молодой неопытной маме, как правило, не может помочь работающая бабушка, учащается выход мам на работу в возрасте ребенка до одного года. Но есть еще семьи матерей-одиночек, брошенные дети. Их проблемы несоизмеримы даже с вышеперечисленными.

У нас в стране очень большое количество детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции, проявляющемся легкими когнитивными, эмоционально-волевыми, поведенческими, невротическими нарушениями. Одной из важных причин его возникновения является патологическое протекание беременности и родов. Психологическая неготовность семьи и женщины играет здесь далеко не последнюю роль. Семья, осознавшая и принявшая рождение будущего ребенка, находится в несравнимо лучшем положении, чем семья ожидающая этого с опасением. В литературе о психологическом факторе возникновения соматических болезней у человека написано очень много.

Женская консультация, наблюдаюшая женщину, не ориентирована на психологическое сопровождение беременной. Врачи – педиатры имеют очень формальные отношения с будущей роженицей. Практически, их общение сводится к росписи врача на направлении акушера-гинеколога. Сейчас появились частные центры по сопровождению семьи, ожидающей ребенка. Но низкая платежеспособность населения, отсутствие ориентированности врачей-гинекологов на важность психологической подготовки, низкая освещаемость этой проблемы в средствах массовой информации приводят к тому, что подавляющее количество молодых семей не понимают важности подготовки к рождению ребенка.

Следующим значимым моментом является проведение родов не близким к естественному способу, который создали наши акушеры-гинекологи, соревнуясь с природой. Подавляющее большинство родов проводится планово (акушеры лучше знают биологические ритмы матери и плода, им удобнее, чтобы роды начались и закончились в течение одного светового дня, и никак не в праздничные дни), не всегда обоснованно используется стимуляция родовой деятельности и акушерские пособия (в истории болезни, разумеется, все обоснуется). Акушеры всегда объясняют эту ситуацию огромным числом женщин с хроническими заболеваниями, экологией. Да, это есть, но не все женщины больны, и не каждая женщина должна рожать за 6-8 часов. Наши бабушки рожали и сутки.

Беременная женщина, особенно первородящая, очень часто не владеет навыками позитивного общения с ребенком, не взращивает его, не замечает его. Еще меньше осведомленность в этих знаниях у отца. Мама в периоде новорожденности ребенка очень чутко готова схватывать любые рекомендации врача, но ненастроенность самого доктора на этот разговор неосознанно передастся и семье. И, наоборот, убежденность педиатра в необходимости грудного вскармливания как важном факторе формирования гармоничного психического здоровья будущей личности несомненно повлияет на внутреннее желание мамы перейти на легкие в употреблении и красочно разрекламированные искусственные смеси.

К сожалению, даже в крупном городе, встречаются ситуации позднего обращения к психиатру. Это связано с некомпетентностью педиатра и даже невропатолога, которые в силу загруженности приема, низкого собственного образовательного уровня не желают вникать в тонкости психического здоровья грудничка. А ведь очень важно именно сейчас рассказать семье о необходимости «купать ребенка в эмоциях», играть с ним, разговаривать, баюкать, прикасаться к нему. Только вскормленный грудью, насыщенный любовью малыш в будущей взрослой жизни будет иметь огромный внутренний ресурс в преодолении различных стрессовых ситуаций. Он гораздо легче достигнет в своем развитии того уровня, который предназначен ему природой, станет психологически зрелой личностью.

Таким образом, психопрофилактическая работа в наших медицинских учреждениях в женских и детских консультациях находится на крайне невысоком уровне. Психологическое сопровождение беременной, кормящей женщины, подготовка к родам практически отсутствует. даже в крупных городах не всегда в срок выявляются отклонения в психическом здоровье ребенка. В СМИ с помощью массированной рекламы активно насаждается удобство искусственного вскармливания, а медицинские учреждения этому ничто не противопоставляют.

Все вышеперечисленное и дает рост числа детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции, пограничными психическими нарушениями в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах будущей личности. Эти, часто незначительные вначале по своим проявлениям нарушения, через 7-10 лет приводят к невротическим срывам, патохарактерологическим реакциям детей уже в начальном звене школы, крайне низкой мотивации ребенка к учебе, астенизации, школьной дезадаптации, бродяжничеству, аддиктивному поведению. Ребенок с неразвитыми волевыми качествами не сможет довести свои творческие способности до того уровня, который даст ему возможность ощутить свою значимость в социуме. Это те дети, которые пополняют ряды различного рода психопатий, асоциальных слоев нашего общества. И на сегодня пока нет оснований говорить о том, что этот процесс замедляется.

Часть из вышеперечисленных проблем вполне может быть отрегулирована силами медицинских учреждений, при условии, что вопросам психического здоровья ребенка будет уделяться должное внимание на курсах повышения квалификации акушеров, педиатров, невропатологов, медсестер. Но размах проблемы отклоняющегося психического здоровья детей в нашей стране достиг такого масштаба, что речь о ней уже идет как о общенациональной катастрофе. А значит и решение может быть реальным только при объединении усилий государства, науки и практикующих специалистов.