В связи с участившимися случаями актов насилия по отношению к мирному населению проблема оказания психологической и психотерапевтической помощи пострадавшим в результате террористических актов представляется крайне актуальной.
Сотрудниками кафедры медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского института в сотрудничестве с НИИ психотерапии и клинической психологии была разработана и успешно внедрена на базе Областной детской клинической больницы г.Ростова-на-Дону комплексная модель оказания психотерапевтической помощи детям, пострадавшим в результате взрыва школы в г.Беслане.
Указанная модель, построенная в формате системной семейной психотерапии, предполагала совместную координированную деятельность бригады специалистов (психиатра, психотерапевта и психолога), которая была реализована в рамках ежедневной работы с детьми и их родственниками практически с первых часов после катастрофы и проводилась вначале в отделении реанимации и интенсивной терапии, а затем по мере улучшения состояния в обычных палатах.
Подбор методик осуществлялся индивидуально в каждом конкретном случае, с учетом степени тяжести полученных ребенком травм (сочетанные минно-осколочные ранения, взрывная травма, контузии, послеоперационные состояния). Направленность работы определялась исходя из запроса на момент беседы, с учетом динамики физического и психологического состояния. Работа с родственниками проводилась либо совместно, либо раздельно, поскольку и степень тяжести симптоматики, и запросы на психотерапевтическую были различными. С каждой семьей работал один психотерапевт, полученные результаты становились предметом ежедневного обсуждения в группе работающих с детьми специалистов, сами же врачи-психотерапевты проходили ежедневную супервизию у сотрудников кафедры и НИИ психотерапии и клинической психологии г.Ростова-на-Дону.
На фоне проводимого психотерапевтического лечения значимо возросли темпы положительной динамики в состоянии пациентов, что неоднократно отмечалось лечащими врачами отделения реанимации и интенсивной терапии и хирургических отделений. Так, быстрее и качественнее протекали репаративные процессы, намного легче проходили реабилитационные мероприятия, проводимые впоследствии специалистами по ЛФК и педагогами хирургического отделения, существенно сократились сроки пребывания на койке. Интенсивная психотерапевтическая работа с родственниками помогла им менее травматично и более качественно пережить реакции горя и утраты, в короткие сроки стабилизировав психологическое состояние, что положительно сказалось на взаимодействии с детьми и, как следствие, на процессе выздоровления последних. Данные катамнеза показали, что все лица, получавшие психотерапевтическую помощь продемонстрировали впоследствии качественно более высокую степень адаптивности после возвращения в г.Беслан.
Таким образом, разработанная модель организации психолого-психотерапевтической помощи убедительно продемонстрировала высокую эффективность при оказании помощи пострадавшим как в отношении душевного, так и физического здоровья, и может быть рекомендована при работе с жертвами катастроф, терактов и стихийных бедствий.